Если вы начинаете с того, что хотите продать бизнес, вы начинаете не с того места. Лучше фокусироваться на продукте и клиентах, чем на идее продажи. Готовьтесь, что это займет много времени, но если вы любите свое дело, то для вас это не будет обременительно. Возможно, потенциальные покупатели уже за вами следят.
Когда Unilever покупал Shmidt’s, Джейми обнаружила, что корпорация следила за её брендом уже несколько лет – в их офисе были ранние версии продукции.
Для корпорации самым важным является успех своих крупнейших брендов. В любой сделке. Поэтому очень важно, чтобы новый бренд хорошо дополнял текущий портфель и способствовал общему росту продаж.
Время решает все.
У Джейми был соблазн выйти из сделки и посмотреть, как далеко они могут зайти как независимая компания, но на рынке всегда есть колебания и она, как основатель, решил, что для долгосрочного развития и устойчивости бренда более выгодным в тот момент времени было перейти под крыло крупной компании.
Стратег не просто покупает выручку, они хотят купить ваши ноу-хау для того, чтобы применить их где-то еще.
Например, Shmidt’s был приобретен также из-за того, что выстроил data-driven маркетинг для оптимизации каналов продаж. Эти решения Unilever хотел использовать для других брендов.
У стратегических инвесторов есть все необходимые ресурсы и даже технологии для того, чтобы реплицировать то, что вы сделали. Но они вас покупают за “brand equity & cult” во многом, поэтому именно вы им и нужны.
Инновации могут проявиться в разных формах.
У вас может не быть самого лучшего продукта, но вы можете быть инновационными в другом – в интересных фичах, в аудитории и в каналах дистрибуции.
Поглощение – это дорога с двусторонним движением.
Не только покупатель проверяет вас, но и вы покупателя. Смотрите на сделку в том числе с учетом того, какую роль и компенсацию вы будете иметь, какие соглашения о неконкуренции подписывать, насколько вы согласны с долгосрочным видением, как это повлияет на команду и т.п.
По мере того, как вы растете, у вас могут появиться новые мысли в отношении себя и бизнеса, новые вопросы и сомнения.
Джейми говорит, что в период, когда Unilever пришел с предложением о сделке, им был необходим и капитал, и управленческие ресурсы. А сама она задумывалась о том, какие следующие шаги делать ей лично.
Оценивайте эмоциональный эффект – он огромный.
Вас захлестнут эмоции как до, в процессе, так и после сделки о продаже стартапа. Для кого-то продажа стартапа – мечта, для кого-то – странная идея, до которой нужно долго созревать. Но ваше преимущество как фаундера в том, что именно вы контролируете свой путь.